Я с большим удовольствием прочитала книгу Елены Обойминой о Майе Плисецкой. Читается легко, на одном дыхании. Как замечательно, что это не сусальная биография великой балерины, словно упакованной в яркую конфетную бумажку! Майя Плисецкая с ее сложным многогранным характером предстает абсолютно живым человеком, с ее бедами и радостями, любовью и ненавистью (а ненавидеть она умела как никто другой!). И написано это зримо, выпукло и честно. Показана она с ее невероятным талантом и танцевать, и пробиваться, и защищать себя, если потребуется.
Автор прекрасно знает искусство балета, что подтверждается каждой страницей этой книги, основанной на огромном материале. И это дает право критически взглянуть на работы Майи Плисецкой в последние десятилетия ее сценической карьеры – и как исполнительницы, и как хореографа. Оценки не всегда комплиментарные, да, но разве лучше было бы кривить душой и петь вечные дифирамбы? Разве мало этого было в окружении Майи Михайловны? О ее триумфальных успехах в книге говорится гораздо больше, чем о неудачах. Подробно прослежен весь творческий путь балерины, от юных лет и до зрелого возраста, профессионально рассказано о каждой из ее партий и премьер, о каждой гастрольной поездке со всеми восторгами зарубежной прессы и рецензиями известных балетных критиков. Очень хорошая книга!
Прошина Наталья, 13 февраля 2018 г. "Озон.ру"
Это наиболее полная творческая биография М. Плисецкой. Автором подобраны много фотографий, незнакомых широкой публике. Книга написана увлекательно, и, начав читать, не хочется заканчивать, пока не закроешь последнюю страницу.
Недостатки:
Путаница в подписях под некоторыми фотографиями, которую допустило издательство.
Книга очень понравилась! Прочла на одном дыхании - написана очень интересно, перо легкое, читается залпом, потому что не хочется останавливаться.
Очень хорошо избрана форма, когда приводятся весьма лживые писания от Майи Михайловны, типа, невыездная была целых шесть лет, и тут же припечатываются фактами, какой активно невыездной она была, выступая за рубежом каждый год на протяжении этих самых шести лет. И таких ее изречений в книге достаточно. Так что читателям становится хорошо ясно - что есть что и кто есть кто и как одеяло на себя тянет. Не умаляя при этом ее талантов. Таланты были - кто спорит. Но после пятидесяти вылезать со своими собачкодамами явно не стоило. Остался единственный ее балет - Кармен-сюита. Остальные канули в лету в силу безыдейности, безтанцевальности и полной фальши на сцене. Ну туда им и дорога. На мой взгляд, в книге описаны все основные шаги, ступеньки, мотивы. После прочтения становится ясно - да, человек одаренный, да, яркий. При этом находится в толстенных шорах самолюбования, узколобости, зашоренности, чрезмерного эгоизма, присущей этой очень узкой части интеллигенции, вкусившей всех благ от Отечества, принимавшей все награды и одновременно хаявшей кормящую руку. И вся свобода, за которую она якобы билась, получается, сводилась к топтанию на месте в Болеро на широком столе. А во что одета? На мой взгляд, Бежаром специально подчеркивается унисекс еврозоны с ее и его собственным культом гомосятины. Из книги ясно, что Годунов тоже захотел свободы, только по своему - свободы от псевдотанцев с Майей. Ходьбы по сцене и таскания ее тела ему явно хватило с избытком. Он был шикарный танцовщик, а не таскатель тяжестей. То, что Григорович и Бессмертную уволил, придает конфликту с примами и примусами совершенно противоположный характер, нежели подавалось в сми. Ведь действительно невозможно держать примусов, которые уже не тянут и не дают сцену молодым. Засилие старцев однажды надо было закончить. И Григорович это сделал. Мои самые искрение поздравления автору Е.Н. Обойминой!
Елена Тархова, Москва
13 февраля 2018 г. "Озон.ру".
Основные проблемы этой книги, которую можно назвать комментарием ватноговового сталиниста и поклонника Григоровича на книгу Майи Плисецкой «Это я Майя…». Наиболее отвратительно смотрятся места, где Обоймина со свойственным ей пафосом и отсутствием такта повествует об антисталинской позиции Плисецкой. Автор умудряется обвинять Плисецкую в том, что она не почитала великого вождя. Далее следовал панегирик Сталину, который выиграл войну, а не развязал ее. Построил великую державу, а не разрушил экономику так, что она никогда уже не была конкурентоспособна! При этом она все время упрекает Плисецкую в политизированности! Подобная мерзость не удивительна, что же еще ждать от обойминых?
Далее попытки Обойминой рассказать о величии Григоровича, которого она называет великим хореографом, который создал выдающиеся произведения. Чего стоит то, как она прошлась по «Спартаку» Григоровича. Это был спектакль третьего хореографа и именно он идет сейчас на сцене с легкой руки советского руководства, которое распространяла тоталитаризм как могло. После справедливого и позорного изгнания Григоровича, который не позволил развиваться российскому балету и заморозил его на десятилетия этот балет идет на сцене. Балеты, же, которые ставила Плисецкая на сцене не идут: «Чайка», «Дама с собачкой», «Анна Каренина». Конечно, я мог видеть это только в записи. Однако, могу сказать, что эти балеты олицетворяли для меня собой современный балет. Это именно то, что потом восхищало меня по всему миру, например, в балете Петра Зуски «Ромео и Джульетта». Для меня главным балетмейстером современности является, конечно Иржи Килиан, а Григорович просто ремесленник.
Ворошить семейные отношения Плисецкой тоже не стоило бы. Ясно, что все упирается в расстрелянного отца, брата, который в младенчестве был в лагере. Конфликт с теткой, у которой жила Майя… Ну и апофеозом пошлости стала история так называемой дочери Плисецкой, которой выделено страниц не мало.
Не менее отвратительно копание автора в сексуальных отношениях Плисецкой и Щедрина. Понятно, что балерина - любая живет половой жизнью, которая не доступна женщине обычной. Понятно, что Плисецкая спала с послом Британии в России и Робертом Кеннеди и еще думаю не одной тысячей мужчин, даже не важно сколько она прожила с Лиепой или как развивался ее роман с новосибирским танцовщиком, который долго был ее партнером. Танец, балет — это жизнь тела, как и секс и нет в этом никакого наполнения иного кроме телесного и нет в этом ничего удивительного. Любовь выше всего этого. Совсем уж постыдно смотрятся рассказы-обвинения в адрес Щедрина, который, конечно тоже спал не с одной женщиной в браке.В остальном, стоит отметить, что книга снабжена очень красивыми фотографиями. Некоторые истории, которые мне были известны в интерпретации Обойминой прозвучали по-новому. Стало для меня откровением, что на 90-летие Плисецкая пригласила Тодес Аллы Духовой. Ну и, конечно статус Светланы Захаровой, как главной балерины, которую я видел подтвержден в моих глазах. Моя любовь к Алексею Ратманскому так же получила еще один импульс, возможно он вернется в Большой Театра и изгонит дух Григоровича.
Очень интересная книга. Сразу видно, что автор очень хорошо разбирается в балете. При этом восхищается Плисецкой, но если у нее что-то было не то, он может указать. Но это будет конструктивная критика, а не из разряда - фу, мне не понравилось. Это самое главное. Однако, подобная критика может не понравится истинным любителям балерины, скорее всего они подумают, что автор как-то хотел опорочить ее имя. Но нет... здесь все прекрасно. Книгу интересно читать и узнавать что-то новое.Алиса Котова, сайт "Пустая жизнь пустых людей"
Отличная книга о великой балерине, согласна с Алисой Котовой! Прекрасное знание и понимание балетного искусства в целом, балетов, музыки, хореографии, исполнителей (а это видно на каждой странице) позволило автору писать откровенно и без фальши обо всем, что было связано с жизнью Плисецкой и окружало ее. В том числе о последних десятилетиях ее карьеры, довольно сложных. Согласна, что в книге немало страниц об ее уникальном искусстве и таланте, написанных с восхищением. А сколько комплиментарных высказываний и рецензий приводится! Рассказано о каждой из ее балетных партий, хорошо показаны ее упорство и трудолюбие. С одной стороны, видно, что книга писалась в том числе и по автобиографии Майи Михайловны, а с другой - в ней очень много того, что в автобиографии осталось за кадром. Тем она тоже интересна. Естественно, нельзя написать биографию известной личности без рассказа о семье, романах, спутнике жизни - без этого биографий не бывает. Для читателя все это важно, увидеть любимого артиста в другом ракурсе, не только на сцене или экране. Никакого копания, никакой пошлости в книге Е. Обойминой нет и в помине, у нее и это получилось самым достойным образом! все рассказано очень деликатно и... частично недосказано, это чувствуется. Глава о фальшивой израильской дочери балерины написана весьма интересно, и кстати, автор в ней полностью на стороне Майи Михайловны (как и во многих ситуациях, о которых здесь рассказано). Эта история в свое время получила большой общественный резонанс, и умолчать о ней в книге, считаю, было невозможно. О какой пошлости вообще речь?! Кстати, недавно вышла книга брата балерины, Азария Плисецкого, весьма уважаемого в мире балета. Очень многое там перекликается с книгой Е. Обойминой (факты, позиция, пояснение событий), а ведь мемуары Азария Михайловича вышли в свет гораздо позже ее книги. Думаю, вдумчивого читателя это заставит призадуматься. Очень бы хотелось побольше таких книг о наших деятелях искусства - честных, написанных интересно, с глубоким знанием темы и отличным русским языком!Очень интересная книга. Читатель вместе с героиней проходит весь её жизненный путь. Биография Плисецкой через призму исторических событий в стране. Захватывающая история великой русской балерины. Елена Мельниченко, "ЛитРес", 14 сентября 2020 г.
Книгу получила в подарок (первоначально была запаяна в целлофан).Подходит именно как подарочный вариант - и оформление, и содержание на высоте.Содержание книги разделено на семь глав, в которых собраны рассказы о русских женщинах разных исторических периодов развития России.Например, глава 4 посвящена женам русских писателей - Софье Толстой, Анне Сниткиной-Достоевской, Елизавете Куприной, Наталье Крандиевской (жене А.Н. Толстого), Вере Муромцевой-Буниной, Елене Булгаковой.Рассказ о каждой героине содержит не только факты ее биографии, но и интересные сведения из жизни их мужей, повествует о том, какое влияние жена оказывала на деятельность мужа.С этой точки зрения книга может пригодиться и школьникам старших классов, поскольку поможет подготовить интересные доклады по литературе и истории.В целом, книга замечательная, узнала для себя очень много интересного о русских женщинах.По оформлению - книга в твердом переплете, страницы белые, красиво оформленные, в книге три больших цветных вкладки с иллюстрациями - по каждой героине размещены портреты, рисунки, фотографии с комментариями.Подробнее: http://www.labirint.ru/books/225930/
Санкт-Петербург продолжает меня очаровывать, связано ли это с тем, что пока мы ездили по намеченным местам от станции к станции метро, я читала биографию Рудольфа Нуреева, который начинал здесь с Кировского театра, это больше усилило глубину моего восприятия.Своим упорством, неукротимостью, непокорностью и безразличием к чужому мнению он подчинил себе этот славный город-герой, а следом и взял мировой Уровень.Его биография потрясла до глубины души ! И не смотрите фильм «Белый ВОРОН», чтоб не испортить общее впечатление. Лучше прочитать Елену Обоймину «Я умру ПОЛУБОГОМ!». В этом татарине было что-то от зверя.Гузель Решетникова, "ВКонтакте", 7 апреля 2022 г.Лучшая книга о Рудольфе НуреевеНа мой взгляд, это лучшая книга о Рудольфе Нурееве из написанных в России. Обстоятельная, дающая отличное представление о его жизни и творческом пути, не скрывающая сложных сторон его натуры, но вместе с тем хорошо показывающая, как много сделал он для искусства танца во всем мире. Автор прекрасно ориентируется в балете; полностью соглашусь с ее оценкой некоторых зарубежных исполнительниц, партнерш Нуреева. Книга легко читается, написана хорошим языком. Думаю, она будет интересна как тем, кто мало знает о танцовщике и хотел бы узнать больше, так и его давним поклонникам, читавшим не одну книгу о Нурееве. Издана на уровне, со множеством отличных иллюстраций (да и что за книга об артисте балета без фотографий? Такие примеры имеются, к сожалению). Понравилась по всем параметрам, рекомендую другим читателям.
Пользователь сайта "ЛитРес", 9 мая 2016 г.
Оставила отзыв на "Лабиринте". Гневно не получилось, зато объективно и по существу. Стало легче.
Март 2016 г.
Книга объективно плохая. Написана на основе крайне ограниченного круга источников - только и исключительно на русском языке, что составляет примерно 1% всей доступной источниковой базы. Эти книги не прошли проверки временем, в них много неактуальной информации, разоблаченной или исправленной в поздних публикациях (или в непереведенной литературе, в том числе западной прессе 1960-1990-х). Кроме того, и это самое противное, книга пропитана духом шовинизма, неуважением к истории и личности. Информация не поддается никакой критике… все двусмысленные места подаются в лоб с той версией, которая нравится автору.
В чем я вижу проявление шовинизма Обойминой? Хотя бы в том, что, по её словам, на Западе не было написано ни одной по-настоящему стоящей книги о Рудольфе (перефраз её слов из предисловия), а журналистскую книгу Дольфюс она считает лучшей из плохих…
Май 2018 г.
Елена Дудка, http://norakura.diary.ru/
Заказал это издание еще до появления отзывов. Считаю, что повезло: если бы увидел раньше отрицательный отзыв и поверил ему, мог бы пройти мимо замечательной книги! Хорошо и интересно написанная, она проясняет многое в жизни и творчестве Рудольфа Нуреева. Текст выгодно отличается от корявого изложения некоторых современных авторов. Так же отмечу, что книга неплохо издана, на белой бумаге и со множеством фотографий, ее приятно держать в руках. Удачна и обложка с серебристым названием на темном фоне. Рад, что моя библиотека пополнилась еще одним отличным изданием на тему Балет.
Книгу заказала в подарок любительнице поэзии. Получатель подарка пришел в восторг. Книга замечательно оформлена, иллюстрации находятся в середине. Интересно было читать истории любви известных поэтов к известным и неизвестным нам дамам (музам). Написано хорошим языком,читается легко. Думаю,будет замечательным подарком любителям поэзии и истории.Запомнились истории Маяковского и его муз, Валентины Серовой и Симонова.
Книгу на выставке успела посмотреть буквально по касательной, но и этого хватило, чтобы понять - прекрасная ненавязчивая книга. Нравится сам тон, которые не указует, не открывает пошленьких сюжетов, секретиков. Просто красивые истории любви красивых людей, людей легендарных. Увлекательно и романтично.
Всегда завидовала таким женщинам - которые умеют свою любовь нести годами. Именно любовь, а ненавязчивые мысли по объекту своего обожания. Спасибо за книгу, очень душевно написано, с большим уважением к Елизавете. А ее действительно было за что уважать. Пережить огромные потери в жизни, и при этом не замкнуться в своем горе, а продолжать жить (именно жить, а не существовать), помогать людям и нести добро людям. Достойно огромного уважения. К сожалению в жизни мало встретишь таких людей.
Людмила, читательница Центральной библиотеки Яковлевского района г. Строитель:Мать Мария – это же крупица золота в людской массе. Таких высоко одухотворённых, и в то же время земных женщин, можно пересчитать по пальцам. О, как совершенен был бы мир, кабы их было побольше! Прочитайте эту книгу непременно, особенно сейчас, в дни поста, у вас станет на душе светлее, вы захотите измениться, стать чище и в делах, и в помыслах. 10.12.2014