"МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ. БОГИНЯ РУССКОГО БАЛЕТА"

22.05.2018

 

 


 

 



 


 

 Я с большим удовольствием прочитала книгу Елены Обойминой о Майе Плисецкой. Читается легко, на одном дыхании. Как замечательно, что это не сусальная биография великой балерины, словно упакованной в яркую конфетную бумажку! Майя Плисецкая с ее сложным многогранным характером предстает абсолютно живым человеком, с ее бедами и радостями, любовью и ненавистью (а ненавидеть она умела как никто другой!). И написано это зримо, выпукло и честно. Показана она с ее невероятным талантом и танцевать, и пробиваться, и защищать себя, если потребуется. 


Автор прекрасно знает искусство балета, что подтверждается каждой страницей этой книги, основанной на огромном материале. И это дает право критически взглянуть на работы Майи Плисецкой в последние десятилетия ее сценической карьеры – и как исполнительницы, и как хореографа. Оценки не всегда комплиментарные, да, но разве лучше было бы кривить душой и петь вечные дифирамбы? Разве мало этого было в окружении Майи Михайловны?

О ее триумфальных успехах в книге говорится гораздо больше, чем о неудачах. Подробно прослежен весь творческий путь балерины, от юных лет и до зрелого возраста, профессионально рассказано о каждой из ее партий и премьер, о каждой гастрольной поездке со всеми восторгами зарубежной прессы и рецензиями известных балетных критиков. Очень хорошая книга!


Прошина Наталья, 13 февраля 2018 г. "Озон.ру"


Это наиболее полная творческая биография М. Плисецкой. Автором подобраны много фотографий, незнакомых широкой публике. Книга написана увлекательно, и, начав читать, не хочется заканчивать, пока не закроешь последнюю страницу.

Недостатки:

Путаница в подписях под некоторыми фотографиями, которую допустило издательство.


Книга очень понравилась! Прочла на одном дыхании - написана очень интересно, перо легкое, читается залпом, потому что не хочется останавливаться.


Очень хорошо избрана форма, когда приводятся весьма лживые писания от Майи Михайловны, типа, невыездная была целых шесть лет, и тут же припечатываются фактами, какой активно невыездной она была, выступая за рубежом каждый год на протяжении этих самых шести лет. И таких ее изречений в книге достаточно. Так что читателям становится хорошо ясно - что есть что и кто есть кто и как одеяло на себя тянет. Не умаляя при этом ее талантов. Таланты были - кто спорит. Но после пятидесяти вылезать со своими собачкодамами явно не стоило. Остался единственный ее балет - Кармен-сюита. Остальные канули в лету в силу безыдейности, безтанцевальности и полной фальши на сцене. Ну туда им и дорога.

На мой взгляд, в книге описаны все основные шаги, ступеньки, мотивы. После прочтения становится ясно - да, человек одаренный, да, яркий. При этом находится в толстенных шорах самолюбования, узколобости, зашоренности, чрезмерного эгоизма, присущей этой очень узкой части интеллигенции, вкусившей всех благ от Отечества, принимавшей все награды и одновременно хаявшей кормящую руку.

И вся свобода, за которую она якобы билась, получается, сводилась к топтанию на месте в Болеро на широком столе. А во что одета? На мой взгляд, Бежаром специально подчеркивается унисекс еврозоны с ее и его собственным культом гомосятины. 

Из книги ясно, что Годунов тоже захотел свободы, только по своему - свободы от псевдотанцев с Майей. Ходьбы по сцене и таскания ее тела ему явно хватило с избытком. Он был шикарный танцовщик, а не таскатель тяжестей. 

То, что Григорович и Бессмертную уволил, придает конфликту с примами и примусами совершенно противоположный характер, нежели подавалось в сми. Ведь действительно невозможно держать примусов, которые уже не тянут и не дают сцену молодым. Засилие старцев однажды надо было закончить. И Григорович это сделал.

Мои самые искрение поздравления автору Е.Н. Обойминой!

 

Елена Тархова, Москва

13 февраля 2018 г. "Озон.ру".

Основные проблемы этой книги, которую можно назвать комментарием ватноговового сталиниста и поклонника Григоровича на книгу Майи Плисецкой «Это я Майя…». Наиболее отвратительно смотрятся места, где Обоймина со свойственным ей пафосом и отсутствием такта повествует об антисталинской позиции Плисецкой. Автор умудряется обвинять Плисецкую в том, что она не почитала великого вождя. Далее следовал панегирик Сталину, который выиграл войну, а не развязал ее. Построил великую державу, а не разрушил экономику так, что она никогда уже не была конкурентоспособна! При этом она все время упрекает Плисецкую в политизированности! Подобная мерзость не удивительна, что же еще ждать от обойминых?

Далее попытки Обойминой рассказать о величии Григоровича, которого она называет великим хореографом, который создал выдающиеся произведения. Чего стоит то, как она прошлась по «Спартаку» Григоровича. Это был спектакль третьего хореографа и именно он идет сейчас на сцене с легкой руки советского руководства, которое распространяла тоталитаризм как могло. После справедливого и позорного изгнания Григоровича, который не позволил развиваться российскому балету и заморозил его на десятилетия этот балет идет на сцене. Балеты, же, которые ставила Плисецкая на сцене не идут: «Чайка», «Дама с собачкой», «Анна Каренина». Конечно, я мог видеть это только в записи. Однако, могу сказать, что эти балеты олицетворяли для меня собой современный балет. Это именно то, что потом восхищало меня по всему миру, например, в балете Петра Зуски «Ромео и Джульетта». Для меня главным балетмейстером современности является, конечно Иржи Килиан, а Григорович просто ремесленник.

Ворошить семейные отношения Плисецкой тоже не стоило бы. Ясно, что все упирается в расстрелянного отца, брата, который в младенчестве был в лагере. Конфликт с теткой, у которой жила Майя… Ну и апофеозом пошлости стала история так называемой дочери Плисецкой, которой выделено страниц не мало.

Не менее отвратительно копание автора в сексуальных отношениях Плисецкой и Щедрина. Понятно, что балерина - любая живет половой жизнью, которая не доступна женщине обычной. Понятно, что Плисецкая спала с послом Британии в России и Робертом Кеннеди и еще думаю не одной тысячей мужчин, даже не важно сколько она прожила с Лиепой или как развивался ее роман с новосибирским танцовщиком, который долго был ее партнером. Танец, балет — это жизнь тела, как и секс и нет в этом никакого наполнения иного кроме телесного и нет в этом ничего удивительного. Любовь выше всего этого. Совсем уж постыдно смотрятся рассказы-обвинения в адрес Щедрина, который, конечно тоже спал не с одной женщиной в браке.

В остальном, стоит отметить, что книга снабжена очень красивыми фотографиями. Некоторые истории, которые мне были известны в интерпретации Обойминой прозвучали по-новому. Стало для меня откровением, что на 90-летие Плисецкая пригласила Тодес Аллы Духовой. Ну и, конечно статус Светланы Захаровой, как главной балерины, которую я видел подтвержден в моих глазах. Моя любовь к Алексею Ратманскому так же получила еще один импульс, возможно он вернется в Большой Театра и изгонит дух Григоровича. 

Олег Дор, сайт "Пустая жизнь пустых людей". 26 марта 2018

 

Очень интересная книга. Сразу видно, что автор очень хорошо разбирается в балете. При этом восхищается Плисецкой, но если у нее что-то было не то, он может указать. Но это будет конструктивная критика, а не из разряда - фу, мне не понравилось. Это самое главное.
Однако, подобная критика может не понравится истинным любителям балерины, скорее всего они подумают, что автор как-то хотел опорочить ее имя. Но нет... здесь все прекрасно. Книгу интересно читать и узнавать что-то новое.

Алиса Котова, сайт "Пустая жизнь пустых людей"



17 мая 2018 написал Наталья

Отличная книга о великой балерине, согласна с Алисой Котовой! Прекрасное знание и понимание балетного искусства в целом, балетов, музыки, хореографии, исполнителей (а это видно на каждой странице) позволило автору писать откровенно и без фальши обо всем, что было связано с жизнью Плисецкой и окружало ее. В том числе о последних десятилетиях ее карьеры, довольно сложных. Согласна, что в книге немало страниц об ее уникальном искусстве и таланте, написанных с восхищением. А сколько комплиментарных высказываний и рецензий приводится! Рассказано о каждой из ее балетных партий, хорошо показаны ее упорство и трудолюбие. С одной стороны, видно, что книга писалась в том числе и по автобиографии Майи Михайловны, а с другой - в ней очень много того, что в автобиографии осталось за кадром. Тем она тоже интересна. Естественно, нельзя написать биографию известной личности без рассказа о семье, романах, спутнике жизни - без этого биографий не бывает. Для читателя все это важно, увидеть любимого артиста в другом ракурсе, не только на сцене или экране. Никакого копания, никакой пошлости в книге Е. Обойминой нет и в помине, у нее и это получилось самым достойным образом! все рассказано очень деликатно и... частично недосказано, это чувствуется. Глава о фальшивой израильской дочери балерины написана весьма интересно, и кстати, автор в ней полностью на стороне Майи Михайловны (как и во многих ситуациях, о которых здесь рассказано). Эта история в свое время получила большой общественный резонанс, и умолчать о ней в книге, считаю, было невозможно. О какой пошлости вообще речь?! Кстати, недавно вышла книга брата балерины, Азария Плисецкого, весьма уважаемого в мире балета. Очень многое там перекликается с книгой Е. Обойминой (факты, позиция, пояснение событий), а ведь мемуары Азария Михайловича вышли в свет гораздо позже ее книги. Думаю, вдумчивого читателя это заставит призадуматься. 
Очень бы хотелось побольше таких книг о наших деятелях искусства - честных, написанных интересно, с глубоким знанием темы и отличным русским языком!

Очень интересная книга. Читатель вместе с героиней проходит весь её жизненный путь. Биография Плисецкой через призму исторических событий в стране. Захватывающая история великой русской балерины.

Елена Мельниченко, "ЛитРес", 14 сентября 2020 г.

Потрясающая биография Майи Михайловны. В процессе чтения просмотрела балеты Кармен, Конёк Горбунок, Лебединое озеро, содержание книги побудило. Книгу рекомендую. Пришла в отличном состоянии. Спасибо.

Виктория, Wildbirries, 11 апреля 2021 г.


Абсолютно ненужная книга.Не покупайте её, не спонсируйте таких подлых авторов. Автор бесцеремонно каждый раз спорит с Майей Плисецкой, но я напомню, что люди покупают эту книгу не ради никому не известной "Обойминой"(Швондеровой), а ради Плисецкой. Более того, автор не просто пытается спорить, но делает это бесцеремонно, пытаясь под прикрытием биографии очернить великого и одного из самых свободных людей того времени. По сути - ставит ей это в вину!. Неблагодарная Плисецкая, не любила родственников и не почитала то, что почитали все! (А это и быть великим человеком, что абсолютно противоестественно автору) Автор откровенный сталинист, (вы просто вдумайтесь - сталинист пишет биографию Плисецкой! Это как огонь тушит воду) любитель "бесплатных 10 метровых коммунальных квартир" прямо после того, как описывает лагеря и судьбы людей сталинского времени. Это очернение Великого человека под видом биографии. Полюбуйтесь! Обязательно отправлю эту книгу в макулатуру, хоть мне и очень больно это делать, ведь книга с Майей Михайловной на обложке. За такое следовало бы подавать в суд! Не спонсируйте книги Шариковых и Швондеровых, не давайте им зарабатывать на очернении памяти великих Людей. Автору хочу сказать, что если бы не сталинское и коммунистическое бремя, то не Майи не было бы как гениальной балерины, а вас бы не превращали из собаки в существо. Автор намеренно вырывает фразы из контекста. В интервью было сказано "Лично для меня коммунизм - хуже фашизма". - А показывается фраза без Первых двух слов! Это подмена фактов. Клевета. Обоймина-Швондерова, как показали мне поиски в интернете, это вас никогда не существовало, не существует и не будет существовать!. Я удивлен, что до сих пор никто этого не сказал здесь, это какой-то позор.

Валерий Мстиславский, интернет-магазин "Лабиринт", 8 мая 2021 г.

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/768754/

Книга ненужная или нужная - решать каждому читателю, это его право. Но каждый определяет ее нужность для себя, сообразуясь со своими собственными воззрениями. Не стоит навязывать свое мнение другим, да еще в столь агрессивной форме, как это делает так называемый Мстиславский Валерий - наверняка вымышленный персонаж с заимствованной фамилией.

А вот Елена Обоймина действительно существует - член Союза писателей России более 30 лет, автор многих книг в жанре биографической прозы. Со своей настоящей фамилией, которая не менялась с рождения. Со своим правом писать в книгах правду, даже если она кого-то не устраивает, не пополняя число пустых комплиментарных биографий, в которых не видно Человека с его сложным характером. Со своей давней любовью к балету, и Майе Плисецкой - особенно. Со своим писательским сайтом и множеством упоминаний в Интернете, свидетельствующих о ее реальном существовании. Зачем же лгать об обратном?

Слишком выпирает нередкая ныне "либеральная" позиция, когда написанное в книге или статье вызывает неприкрытую злость оппонентов, и тогда в ход идут любые методы, клевета и ложь в том числе. Так вы же вроде за свободу слова, господа! Или она только для вас?

Насчет суда - неплохая идея. Автор вполне мог бы подать в суд на подобного рецензента за его оскорбления, ложь и клевету. Мешает одно "но": мифическое имя рецензента.

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/768754/


Елена Обоймина, интернет-магазин "Лабиринт", 20 мая 2021 г.



Елен
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/768754/

Комментарии (0)Просмотров (2872)


Зарегистрированный
Анонимно