Елена Обоймина является автором почти двух десятков книг о женщинах, по-разному причастных к литературе, искусству, философии. О женах декабристов, о супругах и подругах живописцев, музыкантов, писателей, поэтов, иногда о самих поэтессах и писательницах, но гораздо чаще – о спутницах жизни и «музах». Избранная ею тема из века в век привлекает внимание неиссякаемого числа авторов, и по этой причине сейчас практически невозможно открыть в ней что-либо новое. Но шевелить чуть забытое старое, извлекать из разных источников бесчисленные подробности, подвергать сомнению точность других документалистов или авторов художественных версий – это занятие никогда не наскучит ни создателям жизнеописаний, ни их читателям.
Елена Обоймина родилась во Владивостоке в 1957 году в семье потомственных моряков. После окончания филфака ДВГУ работала редактором в Дальиздате, в газете «Владивостокское время», а до недавнего времени – в газете Тихоокеанского флота «Боевая вахта». Работая, она начала писать сначала стихи, затем биографическую прозу. Елена Николаевна очень любит свою малую родину и, кажется, не собирается расставаться с ней: «Мы окольцованы заливом / на берегу родной земли, / где стынут пирсы молчаливо, / в порту встречая корабли, / где тянет с моря древней солью / и вечностью травы морской, / где всё и радостью и болью / переплелось с моей судьбой…» Вот такая верность, несмотря на все трудности автора, живущего вдалеке от столиц. Друзья знают, сколько сил и времени уходило и уходит у Е. Обойминой на поиск издателей и переписку с ними.
Первая книга «Сто знаменитых муз» (в соавторстве с Ольгой Татьковой) вышла в 2003 году в харьковском издательстве «Феникс» (книга вышла в 2004 г. в изд-ве "Фолио". - Прим. ред. нашего сайта). Тандем Ольги и Елены продолжал трудиться не покладая рук, и за пять последующих лет в разных издательствах Украины, Беларуси и России с разной периодичностью появлялись сборники жизнеописаний на избранную «дамскую» тему. «Тайны женских портретов» – третья книга, вышедшая не в соавторстве. Но разница в содержании практически незаметна ("Тайны женских портретов" - шестая книга Е. Обойминой, вышедшая не в соавт. с О. Татьковой. - Прим. ред. нашего сайта).
Родство предыдущих изданий можно было безошибочно установить уже по заглавиям: «Этот пленительный образ», «Она была мечтой», «Полеты любви», «Сильнее страсти», «Сердце красавицы», «Миг, украденный у счастья», «Грезы любви и экрана». По содержанию – тем более. Все биографические тексты были написаны самым возвышенным слогом, насыщены восторженными эпитетами и подробностями в описании женской красоты – в первую очередь, конечно, утонченно-духовной, но и внешней обязательно тоже, а иногда даже чувственной.
Оставшись в одиночестве, Е. Обоймина устойчиво соблюдает и тему, и прежнюю традицию письма. Достаточно взглянуть на оглавление новинки: «Воспетая мадонна», «Прекрасная шоколадница», «Великолепная Анжелика», «Ослепительная итальянка», «Темноволосая героиня», «Беатриче благословенная», «Искушение герцогини», «Мадам Интрига», «Тайная свадьба» и «Необъяснимая тайна»…
Впрочем, некоторое языковое засилье великолепия, ослепительности и таинственности объясняется, надо полагать, не только авторским вкусом, но и читательским спросом. Как известно, поклонницы прекрасных образцов жизни и живописи всегда экзальтированны. Им это даже подобает – на чем иначе будет держаться их интерес к счастливой или несчастной любви когда-то живших людей, к угасшим страстям и давно разгаданным тайнам, которые причудливым или прямым образом отразились в творчестве знаменитостей? А этот интерес существует сегодня, как существовал всегда, и в данном случае ему уготовано достойное удовлетворение. Тут следует сполна отдать должное автору «Тайн…»: она не оставляет в своих текстах пустот, насыщенных одними только восторгами. Все повествования о мастерах Возрождения, эпохи барокко и Просвещения и т.д. плотно насыщены событиями, фактами, объемными цитатами из писем и документов современников.
И еще одну черту книг Е. Обойминой следует признать как достоинство: не являясь искусствоведом, она не пытается им казаться, не берет напрокат апломб у высоких специалистов в области живописи. Зато с удовольствием «раскручивает» выдвинутые ими неожиданные гипотезы. Вот, например: «Красивая молодая женщина, изображенная по пояс, слегка повернула изящную головку, увенчанную замысловатой прической и маленькой шляпкой со страусовыми перьями и голубой лентой. Ее правая рука с тонкими красивыми пальцами придерживает голубую накидку. На даме легкое полупрозрачное платье, обнажающее плечи и гордую шею, украшенную черной ленточкой с золотым крестиком. Это один из шедевров Томаса Гейнсборо – «Дама в голубом», включенная в коллекцию Эрмитажа в 1912 году. Об изображенной красавице известно не так много. В прежние времена исследователи полагали, что на портрете запечатлена герцогиня де Бофор, дочь адмирала Боскауэна. Но сегодня появилась другая версия: дама в голубом – не кто иная, как принцесса Владимирская, она же княжна Тараканова!» Гм, скептик с трудом поверит… Ну а вдруг все-таки княжна не выдумка, и портрет – доказательство тому? Очень интересно!